ГКОУ РД «Бабаюртовская средняя школа-интернат№11» Утверждаю Директор ГКОУ РД «БСШИ№11 _______ Омаров И.М. 31.08.2021 п№75 Бабаюрт 1 Рабочие программы по предметам учебного плана на 2021-2022 учебный год составлены учителями, работающими в 5-9 классах на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и в соответствии с примерной программой по предмету. В рабочих программах нашли отражение предметные результаты освоения предмета на уровне основного общего образования, в них также заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевыхкомпетенций. На основании требований государственного образовательного стандарта в образовательной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - приобретение предметных знаний иумений, - овладение обобщенными способами мыслительной, творческойдеятельности, - освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора. Русский язык Рабочая программа для 5 - 9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися «Основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РД БСШИ№11 и на основе авторской программы: - «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9классы». Важной отличительной особенностью данных программ является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, их направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия. При выборе УМК учитывалась специфика контингента обучающихся, соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям обучающихся данной школы, соответствие программы ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и системность изложения теоретического материала. Цель изучения дисциплины: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию. Преподавание ведется по учебникам: Русский язык. 6кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др.– М.: Просвещение, 2016., Русский язык. 8кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина АД. и др.– М.: Просвещение, 2014., Русский язык. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина АД. и др.– М.: Просвещение, 2014. Рабочая программа для 5 -9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2008). 2 Преподавание ведется по учебникам: Русский язык. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2018. Русский язык. 7кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2020. Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Рабочие программы ориентированы на обучающихся 5-9 классов. На изучение русского языка в 5-9 классах отводится: Класс 5 Количество часов в неделю 6 Всего в год 204 6 6 204 7 5 136 8 3 102 9 3 102 Родной (русский) язык В учебном плане ГКОУ РД БСШИ№11 «преподавание предмета «Родной (русский) язык» из предметной области «Родной язык и родная литература» интегрировано в предмет «Русский язык» из предметной области «Русский язык и литература». Темы по учебному предмету «Родной (русский) язык» в рабочих программах по русскому языку для обучающихся 5-9 классов составлены на основе: 1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в действующей редакции. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями и дополнениями). 3. Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018г. № 2/18. 4. Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 5. ООП ООО ГКОУ РД «БСШИ№11» 3 Цели учебного предмета «Родной (русский) язык» Целями реализации программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» являются: - воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; - совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Программа реализуется с использованием учебников: -Русский родной язык. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.– М.: Просвещение, 2020., -Русский родной язык. 6кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.– М.: Просвещение, 2020., -Русский родной язык. 7кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.– М.: Просвещение, 2020., -Русский родной язык. 8кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.– М.: Просвещение, 2020., -Русский родной язык. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.– М.: Просвещение, 2020., Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану ГКОУ РД « БСШИ№11» на 2021-2022 учебный год предусматривается обязательное изучение родного русского языка на уровне основного общего образования для тех учащихся, которые не являются носителями кумыкского и аварского языка в следующем объеме: - 5 класс – 2 часа в год, 4 - 6 класс – 2 часов в год, - 7 класс – 2 часов в год, - 8 класс – 2часов в год, Литература Рабочие программы для 5-9 классов разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися «Основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РД « БСШИ№11» и на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной, 5-9 классы». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развитияобучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определеныстандартом. Преподавание ведется по учебникам: - Литература. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлѐв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.– М.: Просвещение, 2016., - Литература. 6кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Полухина В.Я., Журавлѐв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.– М.: Просвещение, 2016., - Литература. 7кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Коровина В.П., Коровин В.И.– М.: Просвещение, 2017., - Литература. 8кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Коровина В.П., Коровин В.И.– М.: Просвещение, 2018., - Литература. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Коровина В.П., Коровин В.И.– М.: Просвещение, 2014. В.П., Коровина В.Я., Журавлѐв В.Я., Журавлѐв В.Я., Журавлѐв Главная идея программы по литературе–изучение литературы от мифов к фольклору, о т фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: это освоение различныхжанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов(горизонталь). Главными целями изучения предмета «Литература» являются: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувствомпатриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализацииличности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественныйтекст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводупрочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлятьбиблиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую 5 информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевомсамосовершенствовании. Рабочие программы ориентированы на обучающихся 5-9 классов и рассчитаны на преподавание литературы в следующем объеме: Класс 5 Количество часов в неделю 3 Всего в год 102 6 3 102 7 2 68 8 2 68 9 3 102 Дагестанская литература В учебном плане ГКОУ РД « БСШИ№11» преподавание предмета «Дагестанская литература» из предметной области «Родной язык и родная литература» интегрировано в предмет «Литература» из предметной области «Русский язык и литература». Темы по учебному предмету « Дагестанская литература» в рабочих программах по литературе для обучающихся 5-9 классов составлены на основе: 1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в действующей редакции. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями и дополнениями). 3. Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. ООП ООО ГКОУ РД « БСШИ№11». 5. Программы общеобразовательных учреждений дагестанская литература. 5-9 кл составители: С.М.Мухтарова, А.Г.Хамзатов, Ч.М.Меджидов, ООО «Издательство НИИ педагогики» 2012г; Цели изучения учебного предмета « Кумыкская литература» Темы по учебному предмету « Кумыксая литература» разработаны наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Темы по учебному предмету « Кумыкская литература» направлены на решение важнейшей задачи современного образования - становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Целями изучения курса являются: - воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю 6 культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; - приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Общая характеристика учебного предмета Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей « Кумыкский язык и литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Р.Дагестан. Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. Программа реализуется с использованием учебников: - Литература. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений Гаджимахмедов Н.Э.: Дрофа, 2020., - Литература. 6кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Аджиев А.А..: ООО «Издательство НИИ педагогики»., ООО «Издательство НИИ педагогики», 2014., - Литература. 7кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений Абукаев А.И.М.: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2014., - Литература. 8кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений : ООО «Издательство НИИ педагогики»., - Литература. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений : ООО «Издательство НИИ педагогики»., Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану ГКОУ РД « БСШИ№11» на 2021-2022 учебный год предусматривается обязательное изучение кумыкского языка литературы на уровне основного общего образования в следующем объеме: - 5 класс – 68 часов в год, - 6 класс – 68 часов в год, - 7 класс – 68 часов в год, - 8 класс – 68 часов в год, - 9 класс – 68 часов в год. 7 Иностранный язык. ( Английский язык). В 2021-2022 учебном году иностранный (английский) язык преподается в 5- 9 классах. Рабочие программы ориентированы на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 5-9 классов, который состоит из следующих учебников: - Английский . 5-9 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Афанасьева О.В., Михеева И.В. – М.: Дрофа, 2019. - 5 класс – 102 часов в год, - 6 класс – 102 часов в год, - 7 класс – 102 часов в год, - 8 класс – 102 часов в год, - 9 класс – 68 часов в год История России. Всеобщая история Историческое образование на уровне основного общего образования реализуется в рамках двух курсов – истории России и всеобщей истории. Согласно примерной программе по истории предлагается синхронно – параллельное изучение курсов. Рабочие программы для 5-9 класса разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися «Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная школа поселка Комсомольска Гвардейского городского округа» и на основе программы по Всеобщей истории (предметная линия учебников 5-9 классы) и рабочей программы по «ИсторииРоссии». Цели программы: - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов истран. В рабочих программах нашли отражение предметные результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования, в них также заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Предметная линия учебников под редакцией: - Михайловский Ф.А.История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М.,2019. - учебникМихайловский Ф.А. История Средних веков: Учебник для 6 класса - М, 8 Просвещение,2018. История России: - Арсентьев Н.М., Данилов А.А, Стефанович П.С., идр./ Под ред.Торкунова А.В. История России, 6-й класс, М, Просвещение,2018год; - Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,2017. - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В., История России, 7 класс, М.: Просвещение,2017. - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.. История России, 8 класс, М.: Просвещение,2018. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./под ред. Искандерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900, 8 класс, М.: Просвещение,2018. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./под ред. Искандерова А.А. Новейшая истоия, 9 класс - М.: Просвещение,2019. - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./Под ред. Торкунова А.В.. История России, 9 класс, М.: Просвещение,2019. Рабочие программы по истории ориентированы на обучающихся 5-9 классов и рассчитаны на преподавание предмета в следующем объеме: Класс 5 Количество часов в неделю 2 Всего в год 68 6 2 68 7 2 68 8 2 68 9 2 68 Обществознание Обществознание является интегрированным курсом, построенным по модульному принципу. Рабочая программа для 6-9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы по обществознанию (предметная линия учебников под редакциейЛ.Н.Боголюбова). Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей: -развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению исамореализации; -воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; -освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека игражданина; -овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях и др. Учебники: - «Обществознание, 6 класс» Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение 2016; 9 - «Обществознание, 7 класс»Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение 2017; - «Обществознание, 8 класс»Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., Городецкая Н.И. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю., Городецкой Н.И. - М.: Просвещение 2018; - «Обществознание, 9 класс»Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., Городецкая Н.И. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю., Городецкой Н.И. – М.: Просвещение 2019. Рабочие программы по обществознанию ориентированы на обучающихся 6-9 классов и рассчитаны на преподавание предмета в следующем объеме: Класс 6 Количество часов в неделю 1 Всего в год 34 7 1 34 8 1 34 9 2 68 Математика Рабочие программы составлены на основе авторской программы А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир, Е.В. Буцко по математике для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. В рабочей программе по математике в 5-8кл.нашли отражение цели и задачи изучения математики на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС, заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихсяобщеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. - Учебник «Математика. 5 класс» Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Вентана-Граф, 2017; - Учебник «Математика. 6 класс» Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Вентана-Граф, 2018. В результате изучения, предусмотренного программами, учебного материала по математике обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике к уровню подготовки выпускников. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; Алгебра 7-9 классы Рабочие программы для 7-9 класса составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), учебного плана, на основе программы по курсу математики 5–9 классов, созданной на основе единой 10 концепции преподавания математики в средней школе, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром — авторами учебников, включѐнных в систему «Алгоритм успеха». Программа соответствует учебнику «Алгебра» для 7, 8, 9 классов образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир - М.: Вентана-Граф, 2017, 2018, 2019, 2020г. Все рабочие программы ориентированы на обучающихся соответствующего класса и рассчитаны на3 учебных часа в неделю. Геометрия 7-9 классы Учебный предмет геометрия включен в образовательную область «Математика» учебного плана школы. Программа соответствует учебнику «Геометрия» для 7, 8, 9 классов образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир - М.: Вентана-Граф, 2017, 2018, 2019, 2020г. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Рабочие программы по математике ориентированы на обучающихся 5-9 классов и рассчитаны на преподавание предмета в следующем объеме: Класс 5 Количество часов в неделю 5 Всего в год 170 6 5 170 7 5 170 8 5 170 9 5 170 Информатика Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников, разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы» /И.Г. Семакин, М. С. Цветкова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 166 с.: табл. – (Программы и планирование), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на уровне основного общего образования. Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики в соответствии с ФГОС, включает в себя: 1. Учебник Информатика: учебник для 7 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 2. Учебник Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 3. Учебник Информатика: учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. Согласно учебному плану школы рабочая часа в каждом классе. Класс 7 Количество часов в неделю 1 Всего в год 34 программа 8 1 34 7-9 классов рассчитана на 34 9 1 34 Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение 11 этого опыта. География Рабочие программы по географии составлены в соответствии с ФГОС для 5-9 классов и Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, одобренным решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, Примерной программы основного общего образования по географии. За основу рабочих программ по географии для 5-9 классов была взятаПримерная основная образовательная программа основного общего образования по географии 5 – 9 класс. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Географическое образование позволяет обеспечить формирование у обучающихся географической культуры – одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Изучение географии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: - освоение системы географических знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разныхтерриторий; овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географическихзадач, самостоятельного приобретения новыхзнаний; - воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопониманиясдругими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; - формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней. Учебники: Максимов Н.А., Герасимова Т.П., Баранов В.В. Классическая география. 5кл.: - М.: Дрофа,2018; Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Классическая география. 6кл.: - М.: Дрофа,2019; Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. Классическая география. 7кл.: - М.: Дрофа,2020; Сухов В.П., Низовцев В.А., Алексеев А.И. Классическая география. 8кл. Учебник. - М.: Дрофа,2020; Алексеев А.И., Николина В.В., Низовцев В.А. Классическая география.9кл.: - М.: Дрофа, 2020. Рабочие программы по математике ориентированы на обучающихся 5-9 классов и рассчитаны на преподавание предмета в следующем объеме: Класс 5 Количество часов в неделю 1 Всего в год 34 6 1 34 7 2 68 12 8 2 68 9 2 68 Биология Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе примерной рабочей программы, которая легла в основу учебников для 5 — 9 классов, выходящих в серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника. Программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа соответствует учебнику Биология. 5-6 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. под ред. Пасечника В.В.: - М.: Дрофа, 2019. Этот учебник — основной элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 5—6 классов. В нѐм рассмотрены основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов. Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В связи с этим большое внимание уделено отбору содержания и методическому аппарату учебника. Разнообразие вопросов, заданий и деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют организовать разные формы и виды учебной деятельности, а также способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся. Рабочие программы по биологии для 6-9 классов составлены в соответствии с ФГОС ООО в соответствии с Программой основного общего образования по биологии 5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. М.: Просвещение, 2016. Цели программы: - социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; - приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностносмысловой,коммуникативной;формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы. Учебники: - Биология. 5-6 класс.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. под ред. Пасечника В.В.: - М.: Дрофа, 2019 - Биология. 6 кл. Сонин Н.И., Сонина В.И.: - М.: Дрофа, 2016 - Биология. 7 кл. Сонин Н.И., Захаров В.Б.: - М.: Дрофа, 2017 - Биология. 8кл. Сонин Н.И., Сонина В.И.: - М.: Дрофа, 2018 - Биология. 9 кл. Сапин М.Р., Сонин Н.И: - М.: Дрофа, 2019 Рабочие программы по биологии ориентированы на обучающихся 5-9 классов и рассчитаны на следующее количество часов: Класс 5 6 7 13 8 9 Количество часов в неделю 1 Всего в год 34 1 34 2 68 2 68 2 68 Физика Рабочие программы по учебному предмету «Физика» для 7-9 классов составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы курса «Физика».7-9 классы автор-составитель А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник- 2012). Программа реализована в УМК Перышкина А.В.: - Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. А. В. Перышкин, М.:Дрофа, 2017; - Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. А. В. Перышкин, М.: Дрофа, 2018. - Физика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. А. В. Перышкин, М.: Дрофа, 2019. Рабочие программы курса конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемыхобучающимися. Изучение физики направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; - овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; - представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; - применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; - воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; - применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды Рабочие программы по физике ориентированы на обучающихся 7-9 классов и рассчитаны на следующее количество часов: Класс 7 8 9 14 Количество часов в неделю 2 Всего в год 68 2 68 3 102 Химия Рабочие программыкурса «Химия» для 8-9 классов составлены на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО), утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1810; Примерная программа основного общего образования по химии, а также Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н. Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013г. Учебники: Химия. 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: Просвещение, 2018 г.; Химия. 9 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: Просвещение, 2014 г. Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии. Основные цели изучения химии в 8-9 классах: -освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; -овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул и уравнений химическихреакций; -развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; -воспитания отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; -применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Основными задачами для освоения базового уровня химии являются: - знакомство и развитие сведений о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях исолях). - расширение представлений о строение вещества (типологии химических связей и видах кристаллическихрешеток). - сформирование знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации. Рабочие программы по химии ориентированы на обучающихся 8-9 классов и рассчитаны на следующее количество часов: Класс 8 Количество часов в неделю 2 Всего в год 68 9 2 68 Изобразительное искусство 15 Рабочие программы по изобразительному искусству для 5-7 классов разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования, примерными программами по изобразительному искусству под редакцией Неменского Б.М. Программы ориентированы на формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, формирование художественно-творческой активности школьника, овладение образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков и формирование общей и художественной культуры обучающихся как неотъемлемой культурыдуховной. Цели программы обучения: -формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - дальнейшее формирование художественного вкусаобучающихся; - понимание роли декоративного искусства в утверждении общественныхидеалов; - осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека иобщества; Задачи: - учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно- образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный видискусства; - учиться выражать своѐ личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей; - проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений. Учебники: - Изобразительное искусство.Декоративно-прикладное искусство. 5 класс. Горяева Н.А., Островская О.В. п/р Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 2018 г.; - Изобразительное искусство. 6 класс. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М,- М.: Просвещение, 2019 г.; - Изобразительное искусство. 7 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г. А.- М.: Просвещение, 2014 г. Рабочие программы по ИЗО ориентированы на обучающихся 5-7 классов и рассчитаны на следующее количество часов: Класс 5 Количество часов в неделю 1 Всего в год 34 6 1 34 7 1 34 Технология Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. 16 Рабочая программа по технологии для 5 класса разработана на основе предметной линии учебников Казакевича В.М., которые разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программой основного общего образования по технологии. В учебнике 5 класса содержится информация о технологиях в различных сферах деятельности человека, где объектами труда являются конструкционные, строительные и текстильные материалы, пищевые продукты, сельскохозяйственные животные и растения, энергия и информация. Представлены практические, исследовательские и проектные задания для работы в учебных кабинетах, мастерских и на пришкольном участке. Приводится информация о мире профессий в различных сферах производства. Рабочие программы по технологии для 6-8 классов составлены на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897), Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год; Программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П. С. Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. С учѐтом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: - развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; - активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; - совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; - формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; - формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. Учебники: -Технология 5 класс:Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./под ред. Казакевича В.М.- М.: Просвещение, 2019. - Технология6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина, В. Д. Симоненко, В.Н. Правдюк; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014. - Технология7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина, В. Д. Симоненко, В.Н. Правдюк; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014. - Технология8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., Очинин О.П., Елисеева Е.В., Богатырѐв А.Н.-М.: ВентанаГраф, 2014. Рабочие программы по технологии ориентированы на обучающихся 5-8 классов и рассчитаны на следующее количество часов: Класс 5 Количество часов в неделю 2 Всего в год 68 6 2 68 7 2 68 17 8 1 34 Основы безопасности жизнедеятельности Рабочие программы по основам безопасности жизнедеятельности разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предметной линии УМК Н. Ф. Виноградовой. ОБЖ (8,9). В учебниках, направленных на формирование знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, анализируются ситуации, связанные с различными бытовыми, природными и социальными явлениями, представляющими опасность для жизни и здоровья человека. Кроме того, в ходе выполнения практических заданий школьники получат навыки оказания доврачебной помощи и отработают последовательность действий в чрезвычайных ситуациях. Программы направлены на формирование у учащихся знаний о правилах безопасности жизнедеятельности. Практические задания формируют навыки оказания первой помощи в различных чрезвычайных ситуациях. Программы отражают один из возможных вариантов реализации ФГОС ООО по предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности», знакомят с развивающими технологиями обучения, в частности с организацией исследовательской и проектной деятельности. Программы ориентированы на формирование у обучающихся уровня защищенности жизненно важных интересов личности, снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства, формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков и обеспечению профилактики асоциального поведения обучающихся. Основные задачи предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социальногохарактера; формирование индивидуальной системы здорового образажизни; выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Учебник: - Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 кл. Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 г. Рабочие программы по ОБЖ ориентированы на обучающихся 8-9 классов и рассчитаны на следующее количество часов: Класс 8 Количество часов в неделю 1 Всего в год 34 9 1 34 Физическая культура Рабочие программы по физической культуре разработаны в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основаны на программе по предметной линии учебников В.И. Ляха. Программы содействуют гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки, развитию устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней 18 среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены, обучению основам базовых видов двигательных действий, формированию основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств, воспитанию привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время, воспитанию инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности. Учебники: -Физическая культура 5-7кл. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я. - М.: Просвещение, 2014; - Физическая культура8 - 9 кл. Лях В.И.- М.: Просвещение, 2014. Рабочие программы по физической культуре ориентированы на обучающихся 5-9 классов и рассчитаны на преподавание предмета в следующем объеме: Класс 5 Количество часов в неделю 3 Всего в год 102 6 3 102 7 3 102 8 3 102 9 3 102 Музыка Рабочие программа учебного предмета «Музыка» для 5-8 классов составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), на основе авторской программы «Музыка. 5—8 классы». Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание программ направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Программы предусматривают дифференцированный подход к организации образовательного процесса, в том числе с учѐтом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. В программе на основе музыкального материала с широким привлечением произведений изобразительного искусства и литературы раскрываются темы «Классика и современность» и «Традиции и новаторство в музыке», представлены темы проектов для самостоятельной разработки и защиты учащимися. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитиемузыкально-творческих способностей (слуха, певческого голоса, памяти, фантазии, образного и ассоциативного мышления); - освоение знаний о музыке, ее жанрах, стилях, формах, особенностях музыкального языка через изучение фольклора, классического наследия отечественных и зарубежных композиторов; о ее взаимосвязи с другими видами искусства; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании, пении, импровизации) в т. ч. с применением ИКТ; умением рассуждать о музыке с использованием сравнения, обобщения, аналогии; -воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, интереса и уважения к искусству своего народа и других народов; -развитие музыкального вкуса, потребности к общению с высокохудожественной музыкой, к самообразованию, к слушательской и исполнительской культуре обучающихся. Учебники: - Музыка5 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М.:Просвещение, 2019 г. 19 -Музыка6класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М.:Просвещение, 2019 г. -Музыка7класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М.:Просвещение, 2019 г. - Музыка 8 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М.:Просвещение, 2020 г. Рабочие программы по музыке ориентированы на обучающихся 5-8 классов и рассчитаны на преподавание предмета в следующем объеме: Класс 5 Количество часов в неделю 1 Всего в год 34 6 1 34 7 1 34 8 1 34 Основы духовно-нравственной культуры народов России Рабочая программа ОДНКНР предназначена для 5 класса и составлена на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирована на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф»,2015г.) Цели предмета «ОДНКНР» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на: – приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий еѐ самореализации; – воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам; – интеграцию личности в национальную и мировую культуру; – формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества Тематическое планирование учебных часа в год. рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 20